Наши дети

Возможные проблемы в развитии речи у детей

Возможные проблемы в развитии речи у детей

Развитие речи у детей — это очень сложный процесс, который включает в себя не только называние слов, но и их понимание, знание. Очень часто, ребёнок, зная и понимая очень многие слова, или даже всё, что говорят ему родители, упорно не хочет разговаривать.

Но это тоже не плохо. Если ребёнок всё понимает, значит, его речь развивается и словарный запас очень богат. Просто такие молчуны обычно накапливают в себе слова. А потом, за очень короткий срок, начинают говорить. Да ещё так, что не остановишь и не переслушаешь.

Очень важно уметь выявлять причины, по которым ребёнок не разговаривает, или разговаривает, но очень мало и плохо. Но ещё, хотелось бы рассмотреть возможные проблемы в развитии речи у детей.

Задержка  развития речи на стадии называния

Это относится к тем детям, которые охотно повторяют за родителями звуки и даже некоторые слова. Но сами говорить не хотят. У них соотношения слов к предметам. Им удобнее общаться жестами и детским лепетом. Но если взрослые их не понимают, то они становятся капризными, могут кричать, выражая своё недовольство.

В таком случае родителям необходимо:

  • Озвучивать все предметы и действия, которые видит или делает ребёнок. Для того, чтобы у него формировалось собственное отношение слов к предметам.
  • Как можно больше играйте в совместные игры.
  • Не учите ребёнка разговаривать, а просто разговаривайте с ним как можно больше.

Задержка в развитии речи на стадии эмоционального общения

Такая проблема часто возникает в семьях, где ребёнку не хватает общения. Родители либо вообще мало с ним разговаривают. Либо все разговоры ведут только к выражению любви. Поцелуи и разговоры о том, как вы любите ребёнка, не научат его говорить. В таких разговорах, он просто не нуждается в словах. Ему будет достаточно обнять вас или улыбнуться. Для того, чтобы это исправить, нужно опять же как можно больше разговаривать с ребёнком на предметные темы.

Называть  все действия и предметы. Старайтесь передать ребёнку интерес к слову, создавайте ситуации, в которых ему будет нужно говорить или называть слова.

Фиксация на предметных действиях

Проблема в развитии речи может возникнуть, если ребёнок постоянно  играет в игрушки, однообразно манипулирует ими. Но при этом постоянно молчит. Он редко обращает внимания на взрослых. Не смотрит им в глаза. Может не выполнять просьбы и часто не слышит обращения к нему. Даже свои недовольства такой ребёнок показывает игрушке, но не родным. Такие дети выпадают из общения с окружающими людьми. У таких детей словарный запас очень скуден.

В таких случаях, постарайтесь найти свои ошибки. Почему ребёнок отдалился от вас и не хочет идти на контакт. Попытайтесь настроить нежный и тёплый эмоциональный контакт с ребёнком. Он должен почувствовать себя нужным. Частые поглаживания по голове, нежные обращения по имени, постоянное внимание к занятиям и играм ребёнка. Не отказывайте ему в совместных занятиях.

Старайтесь наладить зрительный контакт с ребёнком. Можете вернуться к младенческим играм. Где не нужны игрушки. Поиграйте в ладушки, или сороку-ворону. Можете изображать различных зверей. Постарайтесь занимать ребёнка играми, где он не сможет играть один. Разговаривайте, читайте как можно больше.

Если же все ваши усилия не приносят результатов, ребёнок всё больше уходит в себя, не смотрит в глаза, однообразно играет со своими игрушками, не хочет разговаривать — это может быть тревожным симптомом. Такое поведение ребёнка может быть ранней стадией детского аутизма. Обязательно  покажитесь специалисту.

Детские слова

Дети могут очень долго, вплоть до 3-х лет, употреблять слова, которые больше похожи на лепет. Он их понимает и называет ими определённые предметы. Взрослые тоже понимают ребёнка и даже повторят за ним, эти неправильные, детские слова. Постепенно в семье начинают говорить с ребёнком на его языке. Такие слова часто содержат либо первый и последний слоги, либо вообще не похожие и не относящиеся к слову буквы.

Ребёнок может называть одним детским словом очень много предметов. Например, у моей маленькой дочери, слово»кака»означает очень много: рыба, ёлка, сок, кака, и ещё несколько слов. Почти все слова у неё заканчиваются на»ка».

В таких случаях взрослым нужно взять за правило. Не повторять за ребёнком его слов. Если он говорит вам какое то слово, вы в ответ произносите его правильно. С ребёнком нужно разговаривать чётким и внятным голосом. Обращайте внимание на то, чтобы в этот момент ребёнок смотрел на вас. Разговаривая с ребёнком, произнося слова, которые он ещё не может говорить, нужно активно использовать артикуляцию. Ребёнок должен видеть, как вы произносите это слово. Делайте с ребёнком артикуляционную гимнастику, можно также делать логопедический массаж.

Согласно возрастным нормам, у ребёнка до 5 лет могут наблюдаться дефекты в речи. Т. е. он может не выговаривать некоторые буквы. Например»Р», «ш», и это считается нормальным. Но не нужно затягивать. Все дефекты речи можно устранить, занимаясь с логопедом. Главное не запускать речь ребёнка. От правильного произношения слов зависит очень многое.

Стремительное развитие речи у детей

Бывает и так, что ребёнок начинает говорить очень рано. Это называется стремительным речевым развитием. Уже в год ваш малыш может начать разговаривать предложениями. Он всё понимает и всё говорит. Опережая все речевые нормы, для своего возраста. Может употреблять в речи очень сложные слова.

Сколько гордости у родителей за такого ребёнка.  Его начинают усиленно обучать. Много читают ему, малыш с интересом слушает и всё понимает. Начинают учить буквы, цифры, и многое другое.

Но чаще всего таких маленьких вундеркиндов начинают мучить ночные кошмары, он становится капризным, вялым, могут появиться страхи. Это всё потому, что его детская, слабая, и ещё не окрепшая психика, просто не выдерживает такой наплыв новой и новой информации. Ещё прошло очень мало времени от рождения малыша, а его уже пытаются сделать умным, взрослым ребёнком, его нервная система переутомлена.

В таких случаях родителям нужно сбавить темпы. Больше гуляйте с ребёнком на свежем воздухе. Давайте ему отдыхать. Играйте в более простые игры. Не усердствуйте с обучением и новой информацией. Всему своё время.

Вот такие возможные проблемы могут быть на стадии речевого развития у детей. Старайтесь их не допускать или искоренять на ранних стадиях правильным общением с ребёнком.

Удачи вам в развитии вашего малыша!

Отправить ответ

avatar